""

Разделительная смазка для бетона

Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

Опалубочные щиты представляют собой конструкцию, с помощью которой фундаментным основам из бетона придаются необходимые формы. Свежеприготовленная бетонная масса отличается хорошей текучестью и заполняет каждый пустотный участок между арматурным каркасом. Сцепляется она и с опалубочными щитами, стремясь сделать всю конструкцию собственной оболочкой. И в том случае, когда у строителей имеются определенные планы на дальнейшее использование опалубки, отдирать ее придется с огромным трудом. Но проблема решается, если используется при бетонных работах смазка для опалубки.

Необходимость использования

Главной целью в применении смазки для форм и опалубки является снижение их намокания и сокращение адгезии бетонного материала к поверхностям элементов опалубочной конструкции.

Эмульсии жиросодержащей консистенции создают на поверхности палуб тончайшую пленку, понижающую сцепляемость с бетонной массой. При этом наносится смазка исключительно на предварительно собранную опалубочную конструкцию, арматурный каркас и закладные элементы не смазываются, так как именно с ними требуется высокий уровень адгезии.

Каждый материал обладает своими показателями смачиваемости. Для древесины и металла они более высокие, пластиковый материал и текстолит менее подвержены данному процессу. Но смазываются все поверхности, только для древесной поверхности это необходимо при каждом применении, а для пластика – на каждом пятом цикле.

Именно смазка способна понизить адгезию к бетонной массе и обеспечить быстрый демонтаж опалубки. Щиты снимаются легко, но самое основное в этом – бетонная конструкция не подвержена воздействиям механического характера даже в том случае, если возраст ее после заливки не превышает трех дней.

Основное условие при применении смазки – сохранить монолитную бетонную конструкцию.

Виды смазочных смесей

Все используемые для смазки специальные растворы по своим техническим показателям и химическим особенностям делятся на четыре типа.

Водная суспензия

Считается экономически выгодным вариантом. Кроме того, эту смазку для опалубки вполне возможно приготовить своими руками. Подойдут жидкий мыльный раствор с керосином, смесь глины и масла, суспензия, подготовленная из извести и гипса, разбавленных щелоком. Составы размешиваются, наносятся на опалубочные элементы, которые потом следует просушить. Тонковатый слой, оставшийся после сушки на щитах, отличается инертностью к бетонному раствору. Случается, что палубы конструкции окрашиваются простым составом – разведенной известью или цементным молочком. Варианты таких смазок недорогие, отлично подходят для небольших опалубочных конструкций, бетонирование в которых предполагает применение не виброуплотнения, а штыкования. Опалубку, обработанную такими растворами, простукивать не следует. Дело в том, что смазочный слой эластичностью не обладает, и после ударов от щитов отслаивается, перемешиваясь с раствором в зонах контактирования, загрязняя его поверхность и понижая прочность.

Если бетонирование ведется с виброуплотнением, такие составы для предварительной смазки не используются.

Гидрофобизаторы

Цена на эти смазочный смеси довольно высокая, не каждая считается безопасной для раствора в плане загрязнения поверхности конструкции. Cмазочные смеси для опалубки спросом пользуются, так как в своем химсоставе содержат поверхностно-активные компоненты, основу которых составляют минерализованные масла.

На основе органических углеводородов – замедляющие

Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

Комбинированные

Такие образцы смазок считаются более выгодными, и многих строителей не останавливает даже их высокая цена. В состав входят замедлители застывания бетонной массы и гидрофобизаторные компоненты, негативное воздействие которых понижается за счет добавления пластификаторов. Основное предназначение таких эмульсий – придание поверхности фундаментной конструкции гладкости и обеспечение легкого демонтажа опалубочных щитов.

Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

Часто используемые смазки

Чаще всего строители пользуются следующими составами:

  • Агат – концентрированная смазка, которую перед применением следует разводить водой и тщательно взбалтывать. Первоначальный состав сделан на основе масла, воды не содержит. Основное достоинство – после использования на поверхности бетонной конструкции следов нет, что особенно важно, если предстоят отделочные работы светлыми или цветными материалами;
  • Ангрол – состав на основе воды с длительным и безопасным сроком хранения, не подвержен горению, предохраняет металлические поверхности опалубочной конструкции от появления ржавчины. Правда, стоит такая смазка достаточно дорого;
  • Эмульсол и Эмульсол Экс-А – основу составляют минеральные масла. Расход эмульсола на 1 м2 опалубки небольшой, что позволяет его применять на предприятиях, производящих ЖБИ. Основным достоинством такого состава считается устойчивость к низким температурам, возможность работать с ним даже при тридцатиградусном морозе;
  • Тиралюкс – дорогостоящая смазка, изготовленная в Германии, отличающаяся сложным составом. Используют ее при зимнем бетонировании, потому что в составе смазочного материала имеются противоморозные компоненты. Стоимость смазки выше отечественных аналогов в три раза, но она оправдана отличной работоспособностью, позволяющей даже опалубки из фанеры и досок использовать многократно.

Требования к смазочным смесям

Смазки не должны оставлять на монолитной поверхности пятен жира и масла. Их составы должны обеспечить минимальную адгезию опалубки с бетоном, не обладая при этом проникающими способностями, потому что пятна с конструкции без нанесения ей механических повреждений удалить будет невозможно. Материалы, используемые для изоляции, обладают сцеплением, и отслойка их считается недопустимой.

Химический состав смазки не должен понижать показатель прочности бетонной конструкции в местах контактирования с ней.

Смазочные составы должны иметь достаточный уровень вязкости, чтобы создавать тонкий слой по гладкой опалубочной поверхности, держащийся не менее суток даже при температуре в тридцать градусов тепла.

Значение омыления (кислотный показатель) должно начинаться от 7. В местах контактирования с раствором образуется реакция, в процессе которой щелочь нейтрализуется, появляется пленочка, бетонная масса к ней не прилипает.

Смазочный состав должен отличаться простотой в нанесении и экономичным расходом, который определяется не только консистенцией состава, но и технологией его применения, и материалом опалубки. Распыление пистолетом позволит экономить на трудовых затратах, да и расход эмульсионного состава снизится на десять – тридцать процентов.

Выполнение работ

Смазка на гладкую щитовую поверхность опалубочных конструкций наносится разными способами, от которых зависит расход состава и скорость выполнения работ. Наиболее быстрым и экономным вариантом обработки считается нанесение с применением краскопульта. Такое устройство дает возможность минимизировать расходы смазок для опалубки, но не решает проблемы с прокраской неровных мест, так что такие участки придется обрабатывать вручную, используя обычную кисточку.

Качественный состав поможет без проблем отделить щиты опалубочной конструкции от бетона, не повредив монолитную фундаментную поверхность.

Если нет пистолетного краскопульта, можно воспользоваться валиком с шубкой из поролона или шерсти. Расход материала в таком случае увеличивается, но обработка выполняется быстрее, чем в случае с кистью. Способ рекомендован для опалубок с металлическими, фанерными или пластиковыми щитами. А вот обработку дощатых поверхностей лучше всего выполнять малярной кистью. Вариант трудоемкий, но с его помощью можно тщательно смазать каждую неровность.

Определяясь с количеством смазки, необходимо принять во внимание материал, который использовался для изготовления опалубочной конструкции. Примерный расход смазок с учетом вариантов их нанесения по различным материалам приведен ниже:

Смазки для форм и опалубки: правильный выбор для повышения конкурентоспособности в строительстве

Развитие рынка смазочных материалов напрямую связано с повышением технологичности и уровнем прогресса в сфере строительства. Буквально несколько лет назад процесс нанесения смазки на поверхность форм и опалубки рассматривался в технологии бетонирования в качестве рядовой операции, а вся функциональность материалов сводилась только лишь к созданию барьера между телом бетона и формой. Технологам не понаслышке известно о том, что обеспечить такое разделение зачастую возможно только при высоком расходе смазочного материала, а значит, жертвуя качеством производимых изделий и конструкций. Безусловно, именно качество, в том числе визуально оцениваемое, приобретает в наше время особую значимость, когда строитель в условиях огромного рыночного предложения стремится не только к экономии собственных средств, но и к эстетике своих будущих строений, что ставит выбор смазки в один ряд с выбором традиционно основных компонентов для производства бетона: активных и инертных. В связи с этим возникает вопрос: а может ли быть смазка для форм «экономной» и одновременно отвечать прихотливым запросам современного заказчика?

Читать еще:  Стол из бетона своими руками

Отвечая на этот вопрос, технологами компании «ПОЛИПЛАСТ» обобщены основные общие и частные потребительские свойства, которые должна обеспечить разделительная смазка для стальных форм при производстве сборных железобетонных изделий. К ним относятся:

  • высокая адгезионная способность к металлу. Особенно актуальным это требование является по отношению к формам вертикального исполнения для удержания нанесенной смазки на поверхностях и последующей распалубки изделий без повреждений;
  • отсутствие необходимости очистки формы от налипшего бетона. Идеальный вариант: смазка при длительном использовании должна устранять следы старого бетона без применения механической чистки форм и повреждения поверхностей, соприкасающихся с лицевыми частями готового бетонного изделия;
  • отсутствие открытых воздушных пор и раковин на теле бетона, способствующих проникновению влаги, в том числе и агрессивной, в процессе эксплуатации. Именно это требование мы назовем эстетическим, хотя при более глубоком рассмотрении смазка тем самым обеспечивает защитные свойства бетона и, как следствие, высокую долговечность (!). Немаловажно в данном контексте и исключение возможности появления пятен на поверхности изделий;
  • разделительная смазка не должна вызывать коррозию стали форм и предотвращать ее очаговое распространение;
  • смазка не должна снижать прочность бетона в контактных слоях, где вследствие высокого расхода и образующихся подтеков происходит ее смешивание с бетонной смесью;
  • любой разделительный материал должен быть экологичным, то есть не содержать в своем составе летучих вредных для здоровья человека веществ, быть безопасным в пожарном отношении;
  • наконец, с точки зрения оптимизации и снижения производственных затрат смазка должна быть готовой к использованию и адаптированной к способу нанесения, принятому на производстве, будь то автоматизированное нанесение или ручное смазывание.

Скорее всего, это далеко не все требования к разделительным смазкам, но, бесспорно, основные из них. Многообразие предпочтений при выборе материалов наводит на мысль о целесообразности выбора средств индивидуального назначения под конкретно поставленную производственную задачу. Но это противоречит одному из важнейших аспектов выпуска конкурентоспособной продукции: материал должен быть универсальным и многофункциональным.

Сегодня на российском рынке смазочных материалов предложение достаточно широкое, но особое распространение получили вещества на основе нефтяных масел, относящиеся к типу «эмульсолов», вследствие их сравнительно низкой стоимости. Но уже при первом знакомстве с этими материалами становится понятным, что барьерно-разделительной способностью этих смазок, проявляющейся при обильном нанесении, пожалуй, ограничивается их технико-экономический потенциал.

Практикой применения эмульсионных смазок доказано, что при нанесении их в достаточном для качественного разделения количестве на поверхности бетона проявляются темные масляные пятна, которые подвергаются удалению с большим трудом, а в процессе эксплуатации способны проявляться даже сквозь краску и обои. Кроме того, сам принцип приготовления эмульсии на водной основе обрекает металлические формы на склонность к распространению коррозионных поражений. С технологической точки зрения применение таких смазок вызывает и другие затруднения, обращающие на себя внимание при многократном использовании, а именно: смазку необходимо наносить незадолго перед формованием и только на остывшую поверхность, так как вместе с испарением воды с формы «улетучивается» и эффективная разделительная способность. С другой стороны, при смешивании в контактном слое цементного молока со смазкой и дальнейшей тепловлажностной обработке изделия неминуемо происходит разупрочнение поверхностных слоев бетона и образование нежелательных раковин вследствие испарения воды, составляющей эмульсию.

Все указанные недостатки с одной стороны в значительной мере компенсируют, а с другой – оправдывают низкую стоимость эмульсолов.

Совершенно иную нишу, направленную на полифункциональность и экономичность, занимают разделительные средства специального многостадийного синтеза, адаптированные к условиям типичного производства сборного железобетона. К большому сожалению, это, как правило, смазки иностранного производства. Востребованность в этих продуктах велика, но все-таки сдерживается теперь уже непомерно высокой стоимостью ввозимого из-за рубежа продукта.

Подход к разработке смазок ведущими производителями интересен для более детального рассмотрения, в первую очередь, потому, что в его основу заложен принцип создания многофункционального технологичного и универсального продукта.

В общем случае, изучив многочисленные патентные изыскания в интересующей нас сфере, состав типовых смазок можно представить следующей схемой (рис. 1):

Учитывая основные потребности производителей изделий и конструкций из бетона, строителей и недостатки имеющихся на рынке смазочных материалов, специалистами компании «ПОЛИПЛАСТ» совместно с российскими учеными устранен и главный недостаток качественных смазок, стоимостный, путем выпуска собственной серии специальных материалов «Полипласт Форм». Это оказалось возможным после тщательного подбора и использования сырьевых материалов отечественного производства.

Обобщая свойства продуктов этой серии, стоит отметить, что действие их основано как на физическом, так и на химическом разделении. При этом физическое разделение обеспечивают специальные рафинады селективно очищенных масел различной вязкости, а химическое – присадки. Химическое разделение происходит между карбоксильными группами жирных кислот и гидроокисью кальция бетона в результате образования так называемого «кальциевого мыла». Этот процесс предотвращает прямое соединение опалубки с готовым изделием, то есть образует тонкий слой, не имеющий адгезии ни к бетонной смеси с малопрочной коагуляционной структурой, ни к самому бетону с устойчивым кристаллизационным состоянием.

После извлечения изделия из формы на его поверхности остается тонкий бесцветный матовый слой смазки, который обладает повышенной адгезией к любым цементным и полимерным составам: штукатуркам, шпатлевкам, грунтовкам и краскам. При удачном сочетании конструкции и габаритов изделия и состава бетонной смеси предоставляется возможность производить несколько формовок без смазывания формы. Еще одна отличительная особенность новых смазок – ингибирование процесса коррозии на поверхностях металлических форм.

Структура смазок серии «Полипласт Форм» представлена на рис. 2.

Полипласт Форм тип 1 – реактивная смешанная парафиновая смазка, обеспечивающая превосходное сцепление с поверхностью формы. Для данного типа смазки неслучайно определено пониженное значение вязкости. Это позволяет при нанесении любым общепринятым способом достигнуть при минимальном расходе плотного и ровного покрытия. Смазка нацелена, главным образом, на применение на вертикальных формах: при нанесении не стекает и препятствует защемлению пузырьков воздуха на границе раздела поверхностей, снижая или полностью устраняя образование раковин. При установленном оптимальном расходе до 20 г/м 2 смазка одинаково эффективна при нанесении как на горячую, так и на охлажденную поверхность.

Полипласт Форм тип 2 – относится к веществам «биоразлагаемым», то есть абсолютно безвредным для окружающей среды и способным возвращаться к естественному состоянию в пределах заданного времени. Основу смазки составляет растительное рапсовое масло с введенным комплексом веществ, усиливающих пленкообразование и адгезию к металлическим формам, обладающих антикоррозийными свойствами. В практике производства бетона особенно широко смазка зарекомендовала себя при нанесении на различного вида материал формы и опалубки, включая деревянный, пластиковый и ламинированный. Идеально подобранный состав смазки позволяет обеспечить высокую смачиваемость поверхности, препятствуя образованию локальных потеков.

Полипласт Форм тип 3 – универсальный смазочный материал на основе селективно очищенного масла с введенными в него активными пленкообразующими присадками. Смазка лишена указанных ранее недостатков, не имеет ограничений по используемым технологиям и оборудованию, чем обусловлено главное ее достоинство – оптимальное соотношение цены и качества.

Обобщая опыт и результаты промышленного использования, применительно к конкретному производству можно рассмотреть преимущества и комплексный эффект смазки, произведя многофакторный анализ. На примере «Полипласт Форм тип 3» эффективность представлена в таблице 1.

Читать еще:  Стеклопластиковые формы для бетона

Период испытания на пригодность

разделительная смазка для металлических форм в производстве бетонных и железобетонных изделий

Изобретение относится к смазкам для форм в производстве бетонных и железобетонных изделий. Разделительная смазка содержит в мас.%: жирную кислоту 29,5-5,5, триэтаноламин 0,5-1,0, растительное масло до 100. Смазка дополнительно содержит натриевую соль олиго(n-дигидрокси-n-фенилен)тиосульфокислоты (митофен) 0,01-0,001 мас.%. Технический результат — устойчивость к расслоению, к действию низких и высоких температур, экономичность в применении, не вызывает коррозии металлических форм, исключает образование пятен на поверхности бетонных изделий и прилипание бетона к металлической форме, простота приготовления. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к технологии изготовления изделий из бетона и железобетона, а именно к составам для смазки металлических форм, применяемым в этом производстве.

Известна смазка для форм, состоящая из двух частей вазелина и одной части стеарина. Эта смазка облегчает распалубку и улучшает внешний вид изделия, экономична (расход 3 г/м 2 ). Однако смазка такого состава не предотвращает образования пор на поверхности бетона. Поскольку смазка имеет пастообразную консистенцию, нанесение ее на форму и последующая очистка формы — трудоемкие операции. Кроме того, для достижения эффекта смазанную форму надо заполнять бетоном сразу, что не технологично (А.С. 153522, С 10 М 7/12, Опубл. 1962).

Известна смазка на основе петролатума с добавкой 6-9% церезина. Смазка термостойка, уменьшает прилипание бетона к форме, но имеет те же недостатки, что предыдущая (А.С. 289925, В 28 В 7/36, Опубл. 1971).

Известна смазка, состоящая из минерального масла с добавкой 0,01-3% оксикарбоновой кислоты (винной или лимонной). Смазка легко наносится, облегчает распалубку, но не гарантирует отсутствия порообразования и вызывает коррозию металлической формы (А.С. 478731, В 28 В 7/36, Опубл. 1975).

Известна эмульсионная смазка, состоящая из парафина, стеарина, триэтаноламина, кислого эмульсола и 87-90% воды. Смазка облегчает распалубку и уменьшает размер пор на поверхности изделия. Главные недостатки этой смазки — сложность приготовления, расслаиваемость при хранении, коррелирующее действие на металлическую форму, неприменимость при изготовлении изделий сложной формы (A.C. 779086, В 28 В 7/36, Опубл. 1980).

Известен состав двухкомпонентной водной эмульсии для смазки опалубки, облегчающий распалубку затвердевших бетонных изделий. В качестве ее первого компонента (1-10% от массы эмульсии) используется по крайней мере одна жирная кислота и (или) омыляемое растительное масло (рапсовое, подсолнечное, свекольное и др.), в качестве второго компонента (10-20%) от массы первого компонента — биологически разлагаемые эмульгаторы и (или) ПАВ, преимущественно растительного происхождения, допустимые к применению в пищевой промышленности, например пероксилат рицина. Смазка облегчает распалубку, уменьшает размер пор на поверхности бетонных изделий, но недостаточно эффективна при изготовлении изделий сложной конфигурации при повышенных требованиях к качеству поверхности бетона и, кроме того, вызывает коррозию металлических форм. Пероксилат рицина не является дешевым и доступным сырьем, к тому же рицин и его производные — весьма токсичные вещества (Пат. ФРГ №4422470, С 10 М 173/02 и др., Опубл. 1994).

Известна смазка, содержащая 4-14% кубовых остатков синтетических жирных кислот, 0,3-2% синтетических эмульгаторов ОП-7 или ОП-10 и воду. Смазка обеспечивает качество поверхности изделия категории А1 (ГОСТ 13015.0-83), однако она устойчива лишь в течение 15-30 суток и вызывает коррозию металлических форм. Ее приготовление трудоемко и требует высоких температур. Расход смазки 7-25 г/м (А.С. 2021112, В 28 В 7/36, Опубл. 1994).

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению (прототипом) является смазка, разработанная специально для изготовления железобетонных изделий сложной конфигурации. Она содержит 50-85% отработанного минерального масла и 15-50% кубового остатка производства мыла из растительных масел (ТУ 18-РСФСР 486-77 Жировая композиция). Смазка позволяет получить поверхности изделия класса А1-А2 (ГОСТ 13015.0-83), однако оставляет пятна на поверхности бетона и формах, вызывает коррозию металлических форм и неэкономична (расход смазки 20-30 г/м 2 ). Кроме того, для получения смазки нужны высокие температуры. К ее недостаткам можно отнести и то, что минеральное масло и щелочной кубовый остаток производства мыла вредно действуют на кожу (RU, Пат. 2184033, В 28 В 7/36, Опубл. 2000).

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание новой эффективной разделительной смазки для металлических форм в производстве бетонных и железобетонных изделий с целью расширения ассортимента известных смазок.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в создании смазки, устойчивой к расслоению, к действию низких и высоких температур, экономичной в применении, не вызывающей коррозии металлических форм, исключающей образование пятен на поверхности бетонных изделий и прилипание бетона к металлической форме, а также отличающуюся простотой приготовления.

Она обеспечивает получение поверхности изготавливаемых изделий класса А1-А2 и не оказывает вредного воздействия на кожу.

Поставленная задача решается предлагаемой разделительной смазкой для металлических форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий, содержащей 29,5-5,5% жирной кислоты (олеиновой или стеариновой), 0,5-1,0% триэтаноламина и растительное масло (техническое либо очищенное, рапсовое или соевое) — остальное до 100%. Введение в вышеприведенную рецептуру дополнительного компонента — митофена (ТУ 9154-001-1787469-2002. Свид. на товарный знак RU 240793, опубл. 2003) в количестве 0,01-0,001% еще больше увеличивает стабильность заявляемой композиции при хранении (отсутствие расслаиваемости) и повышает ее морозоустойчивость. Митофен представляет собой натриевую соль олиго(n-дигидрокси-n-фенилен)тиосульфокислоты общей формулы H[1,4-(HO)2C6H2 ]nSSO3Na, n=4±2), обладающую супероксидазной активностью (Пат. RU 2175317, опубл. 2001).

Приготовление смазки осуществляется смешением компонентов при комнатной температуре. Готовая смазка представляет собой однородную легкоподвижную, устойчивую при хранении жидкость от светло-желтого до коричневого цвета.

Смазку наносят на очищенную от налета пыли горячую или холодную поверхность формы ручным способом или распылителем, после чего формы заполняют бетоном.

В литературе отсутствуют сведения о смазках предлагаемого компонентного и количественного состава, поэтому она отвечает критерию «новизна».

Из анализа известного уровня знаний не следовало, что предлагаемая смазка позволит получить заявляемый технический результат, поэтому она отвечает критерию «изобретательский уровень».

Примеры конкретного выполнения и свойства предлагаемой новой разделительной смазки (для различных составов в указанных выше пределах дозировок компонентов) и смазки по прототипу приведены в табл.1, показатели качества железобетонных изделий, изготовленных с применением тех же смазок, — в табл.2. Рассмотрение представленных в этих таблицах результатов испытаний позволяет видеть технические преимущества заявляемой смазки по сравнению со смазкой-прототипом и подтверждает ее промышленную применимость. Об этом же свидетельствует факт положительных результатов испытаний на ЖБИ Казметрострой.

Заявляемая смазка характеризуется существенно большей стабильностью при хранении (отсутствием расслаиваемости) и повышенной морозостойкостью. Она также значительно более экономична, чем смазка-прототип: ее расход на единицу поверхности формы в три и более раз меньше.

В отличие от прототипа предлагаемая смазка не оказывает раздражающего действия на кожу рук работающих с ней, так как не содержит минеральных масел и других вредных для человеческого организма веществ.

Применение предлагаемой смазки обеспечивает, в отличие от прототипа, отсутствие пятен на поверхности бетонных или железобетонных изделий, что делает ее пригодной для изготовления этих изделий с повышенными требованиями к декоративности, например фасадных поверхностей зданий и сооружений, при строительстве станций и перегонных тоннелей метрополитенов. Кроме того, применение предлагаемой смазки обеспечивает отсутствие следов цемента на форме, что улучшает технологичность процесса изготовления бетонных или железобетонных изделий и способствует чистоте поверхности этих изделий.

Смазка-прототип вызывает коррозию металлических форм и появление на поверхности изделий разводов ржавчины, в то время как заявляемая смазка не вызывает коррозии металлических форм и порчу внешнего вида изделий.

Процесс изготовления предлагаемой смазки в отличие от смазки-прототипа не требует высоких температур, он осуществляется при комнатной температуре, что значительно упрощает и удешевляет технологию ее получения.

Предлагаемая смазка на основе растительного масла положительно отличается от смазки-прототипа на основе нефтяного масла ускоренной биоразлагаемостью (экологичностью). Известно, что рапсовое масло разлагается на CO2 и H2O на 80% за 28 дней, а нефтяное за то же время — на 25% (US Pat 6383992, С 01 М 161/10, Опубл. 2002).

Читать еще:  Сколько в бетоне цемента песка щебня

Применение упомянутых выше добавок к базовому (растительному) маслу в меньших, чем указано выше, количествах не позволяет достичь совокупности перечисленных положительных эффектов. Применение же больших количеств добавок нецелесообразно, т.к. это не приводит к усилению положительных эффектов.

Смазка для опалубки: разновидности и советы по подбору

Опалубка представляет собой форму для выдерживания бетона. Она нужна для того, чтобы раствор не растекался и затвердевал в необходимом положении, образуя собой фундамент или стену. На сегодняшний день ее изготавливают из различных материалов и почти любой конфигурации.

Особенности и назначение

Самыми популярными остаются у застройщиков щиты из досок и фанеры, так как их можно изготовить из подручных материалов, не затрачивая при этом много средств.

Минусом же деревянных щитков является большое количество зазоров и неровностей, что увеличивает при застывании смеси адгезию (сцепление материалов).

Для последующего демонтажа опалубки, необходимо смазывать опалубочные щиты специальными составами, которые уменьшают адгезию их с бетоном, что позволяет исключить появление сколов и трещин в конструкции. Плюс ко всему, они продлевают срок жизни щитов.

Такой состав называется смазкой. По составу они классифицируются на следующие виды:

  • суспензионные;
  • гидрофобизирующие;
  • замедляющие схватывание;
  • комбинированные.

Требования к смазке

Смазка должна соответствовать следующим требованиям.

  1. Должна быть удобна в использовании. Меньший расход имеют комбинированные составы.
  2. Содержать антикоррозионные вещества (ингибиторы).
  3. Не оставлять на изделии жирные следы, что в последующем может обернуться отслаиванием отделки и ухудшением внешнего вида.
  4. При температуре в 30оС должна держаться на вертикальной и наклонной поверхности как минимум 24 часа.
  5. Состав должен соответствовать требованиям пожарной безопасности, исключая содержание летучих материалов.
  6. Отсутствие в составе веществ, угрожающих жизни и здоровью людей.

Виды смазок

Как отмечалось выше, по составу смазки классифицируются на следующие виды.

  • Суспензионные. Самый недорогой и экономичный вариант (на водной основе), так как данную смазку можно изготовить своими руками, смешивая полуводный гипс, известковое тесто, сульфитно-спиртовую барду и воду. Такой вид работает по принципу испарения воды из суспензии, после чего на бетоне остается пленка. Стоит отметить, что такой состав категорически нельзя использовать при виброукладке раствора, так как бетон будет сдирать его со стенок. В результате чего получается ослабленная конструкция с грязной поверхностью.
  • Гидрофобизирующие. Состоят из минеральных масел и ПАВ (поверхностно-активные вещества) и создают пленку, отталкивающую влагу. Составы прочно держатся как на горизонтальной, так и на наклонной поверхности, не растекаясь. Используются при работе с материалами с высокими адгезионными показателями, в чем им уступают другие составы. Являются самыми востребованными у застройщиков, хотя имеют некоторые недостатки: оставляет жирные следы на изделии, расход материала большой, и стоит такая смазка дороже.
  • Составы, замедляющие схватывание. В них добавляют органические углеводы, снижающие продолжительность схватывание раствора. При применении таких смазок появляются сколы, поэтому их используют крайне редко.
  • Комбинированные. Самые эффективные смазки, которые представляют собой обратную эмульсию, содержащую гидрофобизаторы и замедлители схватывания. Включают в себя все достоинства вышеперечисленных составов, исключая при этом их недостатки из-за введения пластифицирующих добавок.

Производители

Можно выделить наиболее популярные продукты.

Плотность 800-950 кг/м3, температурный режим от -15 до +70оС, расход в 15-20 м2/л. Эмульсия на водной основе, в составе которой содержатся органические вещества, эмульгаторы и сульфат натрия. Применяется даже при строительстве мостов. К достоинствам относят отсутствие неприятных запахов и соответствие состава противопожарным нормам.

Может длительно находиться на складе из-за ввода ингибиторов, которые не позволяют заржаветь металлическим формам.

Плотность составляет порядка 870-950 кг/м3, температурный режим от -15 до +65оС. Является самой распространенной смазкой гидрофобизирующего состава. Это разделительная смазка для опалубки. Состоит, как отмечалось выше, из минеральных масел и ПАВ. Также в него добавляют спирт, полиэтиленгликоль и другие добавки. Можно выделить следующие его подвиды:

  1. ЭКС – самый дешевый вариант, применяется только при безарматурной опалубке;
  2. ЭКС-2 используется для металлических изделий;
  3. ЭКС-А подходит для смазываний опалубки из любых материалов, включает антикоррозионные добавки, не оставляет жирных следов и экономично расходуется;
  4. ЭКС-ИМ – зимняя смазка (температурный режим до -35оС), усовершенствованная версия.

Тиралюкс (Tira-Lux-1721)

Плотность 880 кг/м3, температурный режим от -18 до +70оС. Смазка, производящаяся в Германии. Изготавливается на основе минеральных масел и противоморозных добавок.

Почти в три раза дороже отечественной продукции, что обосновано высокими техническими показателями.

Плотность в пределах 875-890 кг/м3, рабочая температура от -25 до +80 оС. Концентрированная эмульсия. Состав, в основе которого масло, без содержания воды позволяет работать абсолютно с любыми материалами опалубки, не оставляет при этом никаких следов и жирных пятен. Это весомое достоинство позволяет применять такую смазку даже для белых покрытий.

Таблица 1. Популярные опалубочные смазки

Температурный режим, С

Как подобрать?

Исходя из вышеописанного, можно подытожить область применения той или иной опалубочной смазки.

Таблица 2. Область применения

Преимущества и недостатки

Смеси из гипса или алебастра, гашёной извести, сульфитного щёлока либо смеси глины и других масел;

из подручных материалов: керосин + жидкое мыло

Нанесение на опалубку из любого материала только при укладывании, без применения вибрационной установки

«+»: низкая стоимость и простота изготовления;

«-»: смешивается с бетонным раствором, в результате чего ухудшается внешний вид и структура изделия

Гидрофобизирующие (ЭКС, ЭКС-2, ЭКС-ЖБИ, ЭКС-М и другие)

Изготавливают на основе минеральных масел и ПАВ

Используются при работе с материалами с повышенными адгезионными показателями;

данный состав также используется при производстве ЖБИ в зимнее время

«+»: работа с материалами, имеющими повышенный показатель адгезии, надежно держится на вертикальных и горизонтальных поверхностях;

«-»: оставляет жирные следы, повышенные расход и стоимость

Органические углеводы в основе + меласса и танин

Используется при бетонных работах как горизонтальных, так и вертикальных конструкций

«+»: в месте, где бетон соприкасается с опалубкой, он остается пластичным, что позволяет его легко разъединять с щитками;

«-»: невозможно контролировать процесс затвердевания, в результате чего в бетоне появляются сколы и трещины

Эмульсии, содержащие гидрофобизатор и замедлители схватывания + пластифицирующие добавки

Основная цель – обеспечение гладкости поверхности и последующее легкое ее отслоение от опалубки (разделительная)

«+»: все достоинства вышеперечисленных смазок;

Тонкости использования

Существует ряд факторов, от которых зависят показатели расхода.

  • Температура окружающей среды. Чем ниже температура, тем больше потребность в материалах и наоборот.
  • Плотность. Нужно учитывать, что плотная смесь распределяется сложнее, что увеличивает затратность материала.
  • Выбор средства распределения. При обработке валиком расход больше, чем при использовании автоматического распылителя.

Таблица 3. Усредненный расход смазки

Обработка вертикальной поверхности

Обработка горизонтальной поверхности

Для определения силы сцепления существует следующая формула:

  • С – сила сцепления;
  • кж – коэффициент жесткости материала опалубки, который варьируется от 0,15 до 0,55;
  • П – площадь поверхности соприкосновения с бетоном.

Смесь можно приготовить и в домашних условиях, используя концентрат и соблюдая следующие этапы.

  1. Подготовить концентрат и теплую воду с растворенной кальцинированной содой (соотношение концентрата и воды 1: 2).
  2. Взять пластиковую емкость и перелить сначала «Эмульсол», потом часть воды. Тщательно перемешать и добавить еще часть воды.
  3. Полученная смесь должна по консистенции быть похожей на жидкую сметану. После чего ее нужно перелить в распылитель.
  4. Смазать поверхность опалубки.

Существуют правила, выполнение которых позволит вам правильно и безопасно использовать смазку:

  • наносить ее следует сразу после монтажа опалубки, что позволит снизить расход;
  • лучше использовать распылительный пистолет, а не ручные средства, как описывалось выше;
  • уложенный бетон нужно укрывать, защищая от попадания в него масел;
  • распылитель нужно держать от досок на расстоянии в 1 метр;
  • работать нужно в защитной одежде;
  • последнее, не менее важное правило подразумевает соблюдение рекомендаций по использованию от производителя.
Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector